Научный полк: воспоминания о Николае Дмитриевиче Колесове

Николай Дмитриевич Колесов родился в 1925 г. Много раз я просил его передать мне хотя бы самые краткие заметки о себе, о фронте, тяжком ранении, нелегкой послевоенной судьбе. Он никогда мне не отказывал, но... и ничего не передал. Поэтому привожу заметку Р. Николаева, опубликованную в «Ленинградском университете» 7 мая 1979 г.
22 июня 2022 | Обучающимся, Сотрудникам

Колесов Николай Дмитриевич (1925-2012)

«Когда началась Великая Отечественная война, Николаю Колесову шел шестнадцатый год. Он не мог пойти на фронт, куда в первые же дни ушел солдатом его отец. Почти два года школьник одного из сел под Сталинградом рвался туда, где шли тяжелые, Жестокие кровопролитные бои за Родину.
Весной 1943 г. вчерашний школьник, которому еще не ис­полнилось и семнадцати лет, надел солдатскую форму. Снача­ла был запасной полю и постижение нелегкой, но жизненно не­обходимой солдатской науки. Только в сентябре Н. Д. Коле­сов попал в действующую армию, на 4-й Украинский фронт.
Пехота — царица полей. Рядовой Колесов пешком, с авто­матом в руках прошел Ворошиловградскую, Днепропетров­скую, Запорожскою, Донецкую, Николаевскую области. Шло наступление, были тяжелые бои за Мелитополь и последовав­ший за взятием города двухсоткилометровый бросок — наступ­ление от Мелитополя до Перекопа.
Рядового Колесова — родом он был из донских казаков — направили в дивизионную разведку. Если есть в военной жиз­ни пехотинца что-нибудь более опасное, чем рукопашный бой, то это разведка.
—Иной раз, — вспоминает профессор Колесов, — по не­скольку раз приходилось ползти на позиции противника, нести большие потери и лишь на пятый раз возвращаться с „язы­ком”, который был необходим командованию для планирова­ния наступления. А кругом открытая степь и до окопов фаши­стов было не более ста метров.

Подробнее

Все новости