Программа развития СПбГУ на 2021–2030 годы

В Университете продолжается работа над проектом Программы развития СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 15.06.2020, Материалы ректорского совещания от 10.02.2020). Ранее директорам и деканам было дано поручение: представить свои предложения по новым направлениям, мероприятиям и индикаторам для учета при создании новой программы. Всего было получено свыше 160 таких предложений, 109 из которых учтены в готовящемся проекте программы.
12 августа 2020 | Сотрудникам, Студентам

На совещании были представлены основные итоги за 2010–2019 годы по всем сферам деятельности Университета. Так, за эти годы СПбГУ удалось существенно увеличить число иностранных обучающихся (2010 год — 1809, 2019 — 3775). К 2030 году, согласно Концепции реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования, этот показатель также необходимо будет удвоить. Кроме того, наблюдается рост числа дополнительных образовательных программ и их слушателей. Если за 2010 год общее число слушателей составило 1472 человека, то в 2019 году этот показатель вырос до 11084 человек. Расширилось и количество вузов-партнеров. Уверенно развивается клиническая модель прохождения практик: вместо двух клиник сейчас функционирует восемь. С годами существенно выросло число участников Олимпиад школьников СПбГУ, что стало возможным благодаря включению Олимпиад в перечень, утвержденный Минобрнауки РФ. Одним из самых существенных результатов за указанный период в сфере образования стало значительное увеличение среднего балла поступающих в СПбГУ: с 76,3 баллов в 2010 году до 92,4 в 2019.

В рамках предыдущей Программы развития была поставлена задача увеличения образовательных программ, реализуемых по модели двух дипломов. С 2010 по 2019 год число таких программ выросло с 4 до 14. Значительно увеличилось количество партнеров-работодателей Университета: теперь представители работодателей входят в составы учебно-методических комиссий, советы образовательных программ, государственные аттестационные комиссии. Также наблюдается положительная динамика прироста иногородних абитуриентов (Шаги к открытому приему).

В области науки наблюдается существенный рост числа научных журналов СПбГУ, вошедших в индексируемые наукометрические базы (в 2010 году — один журнал из 19, в 2019 — 16 из 28). Почти 80 иностранных ученых работают в Университете по трудовым договорам. По состоянию на 2019 год, 118 проектов ученых СПбГУ было поддержано Российским научным фондом и 315 — Российским фондом фундаментальных исследований. Увеличилось число публикаций, проиндексированных в Scopus: с 1307 (2010) до 4338 (2019) и Web of Science: с 1098 до 3799. Кроме того, за этот период в СПбГУ с нуля было создано 19 малых инновационных предприятий и получено 11 грантов на создание мегалабораторий под руководством ведущих ученых мира.

Экспертная деятельность СПбГУ за период с 2010 по 2019 год характеризуется расширением предметных областей экспертизы. Если в 2010 году экспертиза в основном ограничивалась всего десятью предметными областями, то сегодня Университет позиционируется как экспертный центр органов государственной власти с расширением поля экспертных областей до 36 направлений. Также увеличилось число задействованных в экспертной деятельности научно-педагогических работников примерно в четыре раза. Благодаря усилиям руководства Университета экспертная деятельность вошла в состав государственного задания Санкт-Петербургского университета (Антон Попов: «За экспертизой в СПбГУ может обратиться каждый»Как мы сегодня пишем историю Университета? или Историческая память поколенийЭкспертный университет).

Кроме того, руководству Университета удалось добиться включения в число видов основной деятельности Университета музейной деятельности. Сейчас общее количество предметов, которые находятся в музейном фонде Университета, составляет три миллиона единиц («Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее» (часть первая и часть вторая)).

Почти в два раза выросла исходящая мобильность студентов СПбГУ, которые прошли обучение в зарубежном вузе-партнере. Также увеличилось число вузов-партнеров (с 319 до 533). Санкт-Петербургский университет открыл четыре представительства за рубежом, увеличил число иностранных преподавателей и студентов, принявших участие в программах академической мобильности (Как изменилась система организации международной деятельности СПбГУ). С 6 до 80 увеличилось число Центров языкового тестирования СПбГУ «Русский язык как иностранный» за рубежом, которые выполняют важную функцию продвижения русского языка за пределами России («Те, кто решил изучать русский язык, — удивительные люди»: о работе Центра языкового тестированияОт одного до двадцати языков: как работает Центр языкового тестирования СПбГУИнтерес к русскому языку резко возрос: СПбГУ проведет онлайн-марафон для преподавателей более 100 стран).

В 2018 году ректору удалось выполнить наказ избирателей, который был дан ему как кандидату на выборах на должность ректора СПбГУ в 2008 году (Материалы ректорского совещания от 9 июля 2012 года). У СПбГУ, наконец-то, появилась своя медицинская клиника. Клиника высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова — одна из наиболее эффективных профильных хирургических организаций России, которая обладает мощным потенциалом высококвалифицированных врачей (Клиника завтрашнего дня уже сегодняКлиника имени Пирогова СПбГУ — в рейтинге лучших медицинских учреждений ПетербургаЗа время пандемии в Клинике высоких медицинских технологий СПбГУ провели более 5000 операцийКлиника имени Пирогова СПбГУ — на первом месте в рейтинге медицинских учреждений Петербурга).

В 2011 году в Санкт-Петербургском университете была создана Виртуальная приемная — первый подобный инструмент в арсенале российских вузов, обратиться в которую может любой желающий (Студсовет СПбГУ и права обучающихся: от прошлого к настоящемуСтуденты влияют на качество образования в СПбГУМатериалы ректорского совещания от 23.03.2020). За время существования число обращений в Виртуальную приемную выросло с 397 до 2533. В период пандемии она стала единственной возможностью для студентов и преподавателей обратиться с любым вопросом к администрации вуза.

Во время ректорского совещания первый проректор СПбГУ Е. Г. Чернова рассказала об основных требованиях к структуре и содержанию Программы развития университета. Так, в рамках программы развития необходимо определить цели, пути их достижения и комплекс мероприятий, которые позволят достигнуть поставленных целей. Структура программы должна содержать количественные и содержательные характеристики, вынесенные в пакет приложений программы. Требования к содержанию определены Министерством науки и высшего образования. Прежде всего программа должна соответствовать стратегическим документам, современным вызовам экономики, запросам рынка труда и рынка технологий и передовым научным достижениям. Содержание должно отвечать требованиям амбициозности, но в то же время быть реалистичным и обеспечивать преемственность развития тех целей, которые ставились предшествующей Программой развития и были достигнуты полностью или частично, впитывать в себя лучшие практики и накопленные научные и исследовательские достижения.

Читайте материалы ректорского совещания от 3 августа 2020

Все новости