Под крылом Гаруды: День Индонезии в СПбГУ

Санкт-Петербург ожил яркими красками, экзотическими ароматами и ритмичными ритмами, когда здесь впервые состоялось мероприятие, посвященное Дню Индонезии. Этот праздник, организованный Ассоциацией индонезийских студентов в Санкт-Петербурге (Пермира) при поддержке СПбГУ, был призван продемонстрировать богатое культурное наследие Индонезии.
07 марта 2024 | Обучающимся

Двое вместе
Мероприятие прошло на площадке экономического факультета СПбГУ, где развернулась небольшая выставка, на которой были представлены фотографии достопримечательностей Индонезии, аутентичные предметы, рассказывающие о ее традициях и ремеслах, национальные наряды. Внимание посетителей привлекли парные статуэтки лоро блоньо в образе жениха и невесты в национальных костюмах. «Лоро блоньо» в переводе с яванского языка означает «двое вместе». Женская фигурка — воплощение богини плодородия Деви Шри, мужская — бога Вишну. Яванцы верят, что эта неразлучная пара, олицетворяющая гармонию семейной жизни, приносит удачу, здоровье, долгую жизнь и непрерывное процветание.
Из национальных музыкальных инструментов на выставке был представлен ангклунг — ударный инструмент из бамбуковых реек, расположенных таким образом, что при вибрации или встряхивании они издают характерный звук. Еще один инструмент — ребаб (разновидность двухструнной скрипки) — родом из арабских стран, имеет звучание сказочной восточной мелодии.
Танцевальный транс
Услышать живую национальную музыку и полюбоваться экзотическими танцами можно было на концерте. На сцене был исполнен один из индонезийских классических мужских танцев Кечак, который сохранился на Бали со времен диких племен. Считается, что этот языческий тран-совый танец зародился из древнего балийского обряда Сангъянга, целью которого было изгнание демонов или отпугивание злых духов.
Адаптированная для сцены танцевальная постановка впервые появилась в 1930-е, когда балийский танцор Ваян Лимбак в тандеме с немецким художником и музыкантом Вальтером Шписом создали драматическую версию ритуала Сангъянга, включив в него часть эпоса «Рамаяна» — после этого танец стали называть «Обезьянья песня Рамаяны». С этой постановкой они отправились в мировое турне, и с тех пор этот атмосферный танец является визитной карточкой острова Бали. Традиционно он исполняется группой от нескольких десятков до нескольких сотен мужчин, одетых в клетчатые саронги (полоска цветной хлопчатобумажной ткани, которая обертывается вокруг пояса и прикрывает нижнюю часть тела до щиколоток, наподобие длинной юбки). Изображая армию обезьян, танцоры ритмично восклицают «чак-как» или «ке-чак», вскидывают руки, трясут ладонями. В идеале представление проходит на площадке под открытым небом на закате над скалой с видом на море. Начинаясь в сумерках, история продолжается в темноте ночи, освещаемая лишь светом бамбуковых факелов.
Не менее эффектный традиционный танец Рато Джароэ из самой западной провинции Индонезии Ачех. Его суть в том, что сотни танцоров двигаются настолько четко и быстро, что кажутся единым целым. Этот танец открывал Азиатские игры 2018 года. Тогда его исполнили 1600 старшеклассников Джакарты. Танцоры сидели идеально ровно, и с высоты птичьего полета их движения создавали динамичную анимацию. При этом они успевали незаметно переодеваться. Сначала танцоры были одеты в серые костюмы с золотыми вставками, а по мере того, как звучала музыка и ритм все ускорялся, зрители задавались вопросом: как исполнители могли так быстро менять свои костюмы?
Из женской хореографии на сцене были представлены такие зрелищные танцы, как Баджидор Кахот, Кембанг Гиранг, Орлапей и традиционный приветственный танец из провинции Лампунг — Кипас. Слово «кипас» по-индонезийски означает «веер». Соответственно, для танца характерны изящная игра разноцветных вееров в руках у танцовщиц. Его плавные движения отражают отношение человека к миру. Местные жители верят, что этот танец изображает историю про то, как божества, перед тем как отправиться на небеса, показали людям, как вести хозяйство, охотиться и разводить домашний скот.
Танцевальную атмосферу разбавило представление теневого театра Ваянг. Слово «ваянг» обозначает всякое театральное искусство, но оно также означает и «тень». Зачастую название яванского театра теней переводят как «театр тени богов» или «театр умерших предков». Изначально в Индонезии представление театра теней было традиционным ритуальным действом поклонения умершим. В кукольном театре теней наиболее популярны два типа марионеток — ваянг голек (куклы сделаны из дерева) и ваянг кулит (куклы из кожи буйвола). Эффект зрелищу прибавляет сопровождение представления кукловодом — далангом и яванским оркестром гамелан.
Тумпенг как символ мироздания
Гастрономическая часть фестиваля удивила непривычными вкусами. Дегустационный стол был украшен блюдами, которые многие петербуржцы видели впервые. Это и пи-сан-горенги — жареные банановые оладьи, и онде-онде — хрустящие шарики из клейкой рисовой муки, посыпанные семенами кунжута. Я решилась продегустировать кле-пон — посыпанный тертым кокосом зеленый шарик из клейкой рисовой муки с начинкой из гула-малаки (кокосового пальмового сахара). Зеленый цвет десерту придают листья пандануса.
А вкус разноцветного куэ лапис — индонезийского слоеного пудинга из мягкой рисовой муки — на мой взгляд, похож на пудинг из нашей манки.
Главным блюдом вечера стал тумпенг — яванское блюдо из риса в форме конуса, вокруг которого разложены добавки из овощей и мяса.
Рис для этого блюда готовят в плетеном бамбуковом контейнере конусообразной формы. При подаче его размещают на специальном подносе, покрытом листьями банана в форме солнца. Зернышки риса — это символ единения, а его желтый цвет, полученный с помощью куркумы, символизирует светлое будущее, процветание и богатство.
Это блюдо подают практически по любому поводу, включая рождение, женитьбу, переезд в новый дом, прием гостей, символизируя социальное единство тех, кто участвует в трапезе, во время которой люди становятся вокруг и берут рис одновременно, чтобы вкусить всем вместе. Таким образом участники трапезы выражают благодарность Богу, просят защиты, благоденствия и исполнения желаний, вспоминают важные события.
Разрезать это блюдо, начиная с верхушки, значит рвать связь между человеком и Богом.
По законам солнца
В ходе мероприятия для его участников и гостей состоялась тематическая викторина и проведен ликбез в области знаний об Индонезии.
Старший преподаватель кафедры филологии Китая, Кореи и стран Юго-Восточной Азии СПбГУ Светлана Викторовна Банит напомнила, что индонезийцы очень религиозны — в этой стране практически нет агностиков и атеистов, большая часть жителей исповедуют ислам.
Также она рассказала об изображенной на гербе государства священной птице Гаруде: «В индонезийской мифологии Гаруда — прародитель и царь птиц, олицетворявший солнечную природу страны. В индуистской традиции он считается одновременно ездовым животным и источником силы великого Вишну. А число его перьев (в крыле — 17, в хвосте — 8, на шее — 45) символизирует дату получения Индонезией независимости — 17 августа 1945 года».
Остается добавить, что на празднике, организованном членами индонезийской общины Петербурга и Индонезийской студенческой ассоциации, присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индонезия в России Хосе Антонио Морато Тавареш. Он напомнил, что в феврале 2024 года Россия и Индонезия отметили 74-ю годовщину со дня установления дипломатических отношений, и рассказал об истории, современном состоянии двусторонних связей между двумя государствами, а также о перспективах их укрепления.

Источник: Санкт-Петербургские ведомости | 05.03.2024

Все новости