Транспортное использование Севморпути – важная часть российской стратегии освоения Арктики

Экспертное мнение доктора экономических наук, главного научного специалиста СПбГУ Андрея Васильевича Белова.
14 сентября 2016 | Наука


Транспортное значение Северного морского пути (СМП) чаще всего связывается с перспективами транзита грузов из Восточной Азии в Европу. По сравнению с традиционными транспортными маршрутами через Суэцкий канал выигрыш в расстоянии может составлять около 7 тысяч морских миль (9 тысяч км). Тем не менее, сложная ледовая обстановка, ограниченные сроки навигации, слабая портовая инфраструктура и множество других проблем не позволяют полностью использовать данные преимущества и обеспечить бесперебойную доставку грузов с существенно меньшими затратами.

Особенно актуально снижение затрат в связи с открытием в 2015 г. Второго русла Суэцкого канала и удвоением его пропускной способности. Однако, развитие добычи углеводородов в арктических регионах России (особенно строительство завода Ямал-СПГ, эксплуатация платформы на месторождении «Приразломное» в Печорском море и возобновление работ на Штокмановском месторождении в Баренцевом море) позволяют взглянуть на СМП как на важнейшую для России транспортно-энергетическую артерию. Практическая работа по  транспортному использованию СМП, собственно говоря, никогда не прекращалась. И все же, именно с начала 2010-х гг. были сделаны важнейшие шаги по развитию ледокольного флота, обустройству портов и практической проводке судов.

Неудивительно, что начиная с этого времени Китай, а затем и Япония начали высказывать практический интерес к транспортному использованию СМП. При этом, выявились проблемы, которые предстоит решить: необходимость использования российских ледоколов для проводки иностранных судов,  сложности в обеспечении автономного плавания грузовых судов в арктических водах, отставание в развитии портовой и навигационной инфраструктуры. В итоге, текущий результат далеко не порадовал: в 2015 г. по СМП было перевезено всего 39,5 тысяч тонн транзитных иностранных грузов. К сожалению, это минимальная цифра с начала 2000-х гг. При этом, российские каботажные перевозки устойчиво возрастали и в том же году достигли 5,4 миллиона тонн. Так что потенциал для будущего развития безусловно есть. Хочется выразить убеждение, что Арктический конгресс в Санкт-Петербурге внесет существенный вклад в решение стоящих задач, а значит и в развитие транспортной составляющей российской арктической стратегии.

Для информации:

Первый в истории международной ассоциации The University of the Arctic Конгресс проходит в Санкт-Петербургском государственном университете 12–16 сентября 2016 года. В пятидневной рабочей программе Конгресса — сессии научной конференции по широкому спектру проблем арктического региона, ректорский и студенческий форумы Университета Арктики, презентация уникальной книги о геоморских исследованиях, целый ряд мастер-классов для молодых ученых, научные дискуссии и другие мероприятия.

В дальнейшем Конгресс UArctic планируется проводить каждые четыре года.

Университет Арктики (UArctic) — это международная сеть, которая объединяет свыше 180 высших учебных заведений и научных организаций 16 стран мира, для взаимодействия в области научных исследований и образования в целях устойчивого развития северных регионов и всесторонней поддержки населяющих их народов. Благодаря сотрудничеству в области образования и науки UArctic наращивает человеческий потенциал на Севере, внося свой вклад в формирование сильных общин и устойчивое экономическое развитие региона.

Все новости