Современная высшая школа? Что такое отложенный выбор студентов

С точки зрения важных структурных реформ российское высшее образование обычно на пять-десять лет отстает от авангарда, однако с инициативой "2+2+2" мы неожиданно оказались впереди Западной Европы. Мы внедряем то, о чем в большинстве стран только говорят.
19 февраля 2020 | Образование

Нынешняя схема "4+2" - бакалавриат плюс магистратура - в таком случае превратится в "2+2+2". В эту схему заложен целый ряд инноваций для российского высшего образования. Во-первых, отложенный выбор, то есть возможность определить направление подготовки после окончания второго курса, а не при поступлении. Во-вторых, идея подготовки выпускников, которые смогут гибко встраиваться в рынок труда за счет широкой образовательной базы. В-третьих, мобильность. Мы привыкли, что вся образовательная траектория проходит в одном вузе. Однако смена среды, подходов и людей вокруг создает дополнительный стимул для развития компетенций. Должна появиться возможность смены университета после первой "двойки" и необходимость после второй - поступление на магистратуру в другой вуз.

Наконец, в университетах, которые будут играть в "2+2+2" всерьез, произойдут более глубокие изменения методик и форматов. Это окажет влияние на всех: студентов, преподавателей, администрацию.

Чем более самостоятелен вуз, тем быстрее он реагирует на изменения во внешней среде, включая рынок труда. А рынок труда становится все более подвижным. В современном мире, если человека можно идеально подготовить под какое-то рабочее место, высока вероятность, что именно этот тип деятельности будет автоматизирован и специалисты окажутся ненужными. Отложенный выбор появляется в разных форматах. Так функционируют элитные образовательные программы, экспериментальный Университет Люнебурга Леуфана в Германии, испанская grado abierto ("открытая степень"). В России наиболее известные примеры использования подхода "2+2+2" - Тюменский государственный университет и Смольный институт в СПбГУ.

Если схема "2+2+2" станет нормой, это должно повысить востребованность выпускников на рынке и снизить количество отчислений из-за неправильного выбора направления. Но самые серьезные изменения произойдут в повседневной деятельности университетов, например в отношениях между преподавателями и студентами. Студенты смогут самостоятельно строить свою образовательную траекторию, выбирать курсы в пространстве университета.

Важнее, что будут выбираться курсы разных факультетов. Преподаватель превратится из необходимого зла, через которое нужно "пройти", в партнера в образовательном процессе. Студенты будут более требовательны, но с ними будет интереснее разговаривать. В большинстве случаев, если студент находится в аудитории, это будет означать, что он выбрал курс осознанно, предварительно изучив свои возможности.

Для первых двух лет не нужны стабильные учебные группы. Композиция студентов в аудитории будет постоянно меняться. На каждом образовательном курсе нужно будет зарабатывать себе авторитет заново, а понимание себя - отстраивать не от направления подготовки ("я химик" или "я психолог"), а от своих индивидуальных интеллектуальных позиций и предпочтений.

Введение схемы "2+2+2", несомненно, приведет к новой волне критики высшего образования. Студенты, их родители и работодатели будут бояться того, что за два года нельзя успеть подготовить хорошего специалиста. Администраторы и преподаватели - усложняющейся системы управления и самоопределяющихся студентов. Для того чтобы справиться с критикой, университетам нужно будет стать более прозрачными и разработать механизмы демонстрации реальных образовательных результатов.

Читать далее: ТАСС - Мнения (itar-tass.com)


Все новости