На Форуме Труда говорили о пользе финансовой грамотности на рабочем месте

Второй год эксперты СПбГУ, МГУ и Национального центра финансовой грамотности, собираются на площадке Международного Форума труда, чтобы обсудить тему взаимодействие вузов и работодателей в проектах по повышению финансовой грамотности сотрудников на рабочем месте. Партнерами мероприятия выступили Министерство финансов РФ, Экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (г. Москва), Научно-исследовательский Институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск).
02 марта 2020 | Наука, Центр финансовой грамотности (финансовая клиника)

Формат обучения финансовой грамотности на рабочем месте становится все более актуальным и востребованным, поскольку система общего образования не включает в себя обучение управлению личными финансами. На начальном этапе у работодателей возникает много вопросов о проекте: бесплатна ли данная программа, как строится работа, как принять участие и т. п. На эти и другие вопросы отвечали участники круглого стола.

Открыл дискуссию Сергей Макаров, директор Национального центра финансовой грамотности, Москва. В период экономической нестабильности сотрудники многих компаний из-за своих ошибочных финансовых решений чувствуют себя неуютно на рабочем месте, отчего понижается их производительность, падает рабочий настрой, что ухудшает показатели работы организаций в целом. В презентации он привел цифры исследований, где показано, что в 2019 году каждый 4-ый отдавал по кредитам более 80% своих доходов. 70% россиян находятся в состоянии стресса, а треть населения — в состоянии сильного стресса, из которых 40% связано с финансовыми проблемами. «Большие долги — хуже здоровье — ниже эффективность — меньше доход — больше долги. А сотрудники в состоянии финансового стресса менее продуктивны и склонны к прогулам, имеют проблемы со здоровьем, подвержены несчастным случаям на производстве, склонны к хищениям и менее лояльны к работодателю».
Однако этого можно избежать, если предприятия будут уделять внимание финансовой грамотности своих сотрудников. Почему это может быть выгодно? Нужно ли это самим сотрудникам? Исследования ученых Национального центра доказывают, что программы повышения финансовой грамотности на рабочем месте выгодны и сотруднику, и компании, потому что дают комплексный результат, а именно — увеличение эффективности бизнеса, улучшение экономической безопасности и социально-значимый эффект. Мероприятия по финансовой грамотности на предприятии независимы и бесплатны, содержат теорию и практику, без продаж финансовых продуктов, проводят эксперты с использованием качественных методик. Посещение программ по финансовой грамотности выше, чем каких-либо других.

С этим утверждением согласен научный руководитель Центра финансовой грамотности СПбГУ (финансовая клиника) профессор Сергей Белозеров. «Университет регулярно запускает новые онлайн-курсы, которые отражают самые актуальные темы исследований в различных областях знаний. Онлайн курс „Финансовая грамотность“, который мы записали с коллегами, по данным на декабрь 2019 г. оказался самым востребованным. Весной мы планируем продолжить работу над этим проектом».

Продолжил дискуссию Ростислав Кокорев — заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ. Сегодня в эпоху цифровизации и глобализации все процессы обмена информацией существенно упростились и ускорились. И чтобы оставаться в тренде, необходимо постоянно совершенствоваться, учиться, развиваться. «Цифровая грамотность не значит финансовая. В будущем разрыв между передовыми технологиями и уровнем знаний массового потребителя будет только увеличиваться. Поэтому форма консультаций в рабочее время представляется эксперту оптимальной для решения финансовой грамотности взрослого населения, занятого на работе большую часть времени».
Парадоксально, но факт: взрослое население самая уязвимая категория пользователей финансовых услуг. У них зачастую нет желания или времени просвещаться самим. А ведь эта группа самая большая на рынке финансовых услуг в качестве заёмщиков, сберегателей, страхователей. Какие же существуют риски для взрослого населения? По мнению спикера, это нехватка знаний о новых продуктах и технологиях, подверженность влиянию финансовых институтов, избыточное доверие, мисселинг — покупка не того, что нужно под влиянием заблуждений, уязвимость к высокотехнологическим мошенничествам. Что в этом случае должно сделать государство, чем помочь? По мнению Ростислава Кокорева, необходимы программы повышения финансовой грамотности для взрослых; необходима поддержка работодателей, внедряющих меры по повышению финансовой грамотности именно на рабочем месте; а также развитие цифровой культуры в деятельности самого государства.

Эксперты пришли к заключению, что консультации и семинары по грамотному управлению личными финансами в рамках социальных пакетов могут увеличить продуктивность сотрудников и улучшить эмоциональную обстановку на предприятии. Кроме того, это поможет развитию новой профессии для России — независимых финансовых советников.

Также в обсуждении принимали участие директор НИИ региональной экономики Севера Петр Гуляев (г. Якутск), директор направления «Финансовая грамотность на рабочем месте» Александр Краснослабодцев, (Москва), территориальный директор по СПб страховой компании «Ренессанс жизнь» Константин Семененков, а также представитель компании Икеа в Омске Юлия Байдак.

Справочная информация

Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется с 2011 года. Его главная цель — повышение уровня финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом. Целевая аудитория проекта: взрослое население со средним и низким уровнем дохода — активные и потенциальные потребители финансовых услуг; учащиеся школьного возраста и студенты (в будущем — экономически активное население). Программа рассчитана до конца октября 2020 года. За время ее реализации планируется организовать тренинги по финансовой грамотности более чем в 500 компаниях, провести более 14 000 мероприятий, охватив более 40 регионов России, из них не менее 30% предприятий будут охвачены программой в моногородах.

# Центр финансовой грамотности

Все новости