В новый учебный год с MS Teams

31 августа в Университете стартовал новый учебный год. Как известно, из-за пандемии коронавируса некоторые занятия будут вестись в дистанционном формате. Одной из ключевых систем, которую будут повсеместно использовать в СПбГУ, стала Microsoft Teams.
02 сентября 2020 | Образование

Опыт применения многообразных дистанционных образовательных технологий в Санкт-Петербургском университете в течение последних пяти месяцев позволил определить наиболее эффективное цифровое решение для дальнейшего обеспечения образовательного процесса — Microsoft Teams (Подробнее о том, как решался вопрос о выборе платформы, читайте в материалах ректорского совещания от 02.05.2020, от 13.07.2020).

О том, как платформа завоевала авторитет среди универсантов, рассказывает заместитель декана экономического факультета Виктор Титов:

Реализация этой платформы дает поистине колоссальные возможности. Связано это не столько с ее обширными функциональными особенностями, регулярным обновлением и совершенствованием, сколько с потенциалом одновременного использования всей экосистемы Microsoft 365. Сегодняшние возможности платформы Teams позволяют сформировать индивидуальные образовательные траектории, учитывающие личные предпочтения каждого обучающегося, с вариативными и гибкими курсами, способными максимально вовлечь в учебный процесс и сформировать в том числе новые, уникальные профессиональные компетенции.

Тем не менее, несмотря на то, что Teams может позволить организовать учебный процесс под ключ, от запуска курса до промежуточной аттестации, он не подразумевает отказа от уже успешно используемых в Университете LMS (Learning Management System, с англ. «система управления обучением») — Blackboard и Moodle, так как они играют разные роли. Teams, по сути, переводит очное общение преподавателей с обучающимися в дистанционный формат, прежде всего это платформа онлайн-коммуникаций. Blackboard и Moodle же предназначены в первую очередь для внеаудиторной работы, для которой они остаются приоритетными платформами.

Участники ректорского совещания поставили перед нашей командой (первый проректор по учебной и методической работе М. Ю. Лаврикова, первый заместитель первого проректора по учебной и методической работе С. В. Бегеза, начальник Управления — службы информационных технологий С. Ю. Севрюков, заместитель декана экономического факультета В. О. Титов) трудную задачу — разработать и предложить для преподавателей Университета «дружелюбный к читателю» проект методического пособия по организации образовательного процесса в дистанционном формате с применением платформы Teams. При его создании был учтен не только опыт запуска Teams в образовательном процессе коллектива ВШМ (там эта платформа применялась при проведении занятий в прошлом семестре), но и опыт ее реализации ведущими зарубежными и отечественными вузами.

Проект методического пособия состоит из 60 коротких конкретных вопросов, рассказов про прикладные задачи, которые могут возникнуть у любого преподавателя при использовании Teams, и способы их решения. Среди них — запуск платформы, создание курсов и типов занятий по ним, добавление преподавателей и обучающихся, планирование и проведение занятий и консультаций в соответствии с расписанием, а также внеплановых встреч, настройка ролей участников, демонстрация контента, работа с файлами и чатом, использование цифровой доски, заданий и тестов, видеозаписей, проведение зачетов и экзаменов. Нельзя не отметить и описание различных функциональных особенностей Teams в контексте ее интеграции с OneNote, Forms и OneDrive, не говоря уже о Word, Excel и PowerPoint.

Обсуждение проекта методического пособия состоялось 27 августа на вебинаре с деканами и директорами, а также ведущими преподавателями учебно-научных подразделений. Данное мероприятие вызвало пристальный интерес, свидетельством чему стало участие в нем более 150 человек. В ходе трехчасового вебинара его ведущие обратили внимание на ключевые технические, информационные и организационные вопросы реализации образовательного процесса с использованием Teams, ответили на возникшие вопросы, а также провели «экскурсию» по основному функционалу платформы и проанализировали конкретный реализованный онлайн-проект. Дополнительно были направлены разные информационные ресурсы по работе с Teams — ссылки на обучающие видео, официальную документацию на сайте Microsoft, а также на раздел на сайте Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ, посвященный сервису Teams.

До и после вебинара поступило множество конструктивных и содержательных вопросов от преподавателей и руководителей подразделений, на которые были даны развернутые ответы. Более того, с некоторыми соображениями относительно проблематики вебинара участники смогли ознакомиться и в неформальной беседе, которая состоялась сразу же по его завершении. Участники поблагодарили за столь содержательную, подробную и понятную инструкцию по работе с Teams и полученные в ходе вебинара новые знания.

Все поступившие комментарии, рекомендации и предложения будут учтены в итоговом варианте методического пособия, а также разрабатываемых инструкциях для всех участников образовательного процесса — преподавателей, обучающихся, сотрудников учебных отделов и отделов образовательных программ учебно-научных подразделений. Кроме того, проведенный вебинар обещает стать первым в целой серии аналогичных мероприятий для универсантов.

Но даже опыт первых обсуждений проекта методического пособия по использованию Teams как позволил «отшлифовать шероховатости», так и выявил низкие, с точки зрения качества предстоящего образовательного процесса и его стабильности, риски, вселил уверенность в успешном проведении учебного процесса в предстоящем семестре, продемонстрировал соответствие всем необходимым требованиям и направленность прежде всего на соблюдение интересов обучающихся.

На сентябрь также запланирована серия обучающих вебинаров по мере поступления соответствующих заявок от деканов факультетов и директоров институтов.

Все универсанты имеют возможность задать любой вопрос по работе с Microsoft Teams по адресу: support.teams@spbu.ru.

Все новости