РСМД: Развитие российской экономики будет в немалой степени определяться научными разработками университетских ученых

О развитии системы высшего образования в России, процессах цифровизации и интернационализации образовательной и научной деятельности и опыте СПбГУ в области повышения конкурентоспособности на зарубежных образовательных рынках рассказал в интервью для РСМД ректор СПбГУ, член РСМД Николай Кропачев.
11 мая 2021 | Образование
Как Вы оцениваете развитие российской системы высшего образования в течение последних 10 лет? Какие основные ошибки и достижения Вы можете отметить?

Давайте сразу определимся. Развитие российской высшей школы — это, конечно, прежде всего достижения. Ошибки возможны и даже неизбежны: не ошибается тот, кто ничего не делает. Но если ошибки замечают и исправляют, они становятся показателем развития. Я считаю, что развитие российской высшей школы за прошедшее десятилетие, безусловно, было позитивным.

Большим достижением для всей системы образования, в том числе для высшей школы, стало принятие в 2012 году закона "Об образовании" (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Этот интегральный закон объединил все уровни образования, обеспечив правила и возможности получения и предоставления образования в течение всей жизни. Преемственность уровней образования чрезвычайно важна. Очевидно, что обучение в университете не может быть эффективным, если школа не обеспечила будущему студенту достаточных базовых знаний. Хорошо, что внедрен и работает инструмент, одновременно оценивающий уровень школьного образования и возможность обучения в высшей школе, я имею в виду Единый государственный экзамен. Замечу, что уже 10 лет СПбГУ по среднему баллу ЕГЭ зачисленных абитуриентов занимает первое место среди классических университетов России.

Еще одним достижением считаю появление российского международного рейтинга университетов "Три миссии". Два из трех мировых рейтингов, QS и THE, ориентированы на англосаксонскую образовательную модель и далеки от учета национальных особенностей университетов других стран. Наш рейтинг сразу получил признание в мировом университетском сообществе благодаря равной применимости выбранных показателей к университетам любых стран и образовательных систем — англосаксонской, европейской, азиатской и, конечно, российской. Я горжусь тем, что СПбГУ медленно, но уверенно продвигается в этом рейтинге и в последнем издании вошел в Топ-40 лучших вузов мира.

В прошедшее десятилетие наблюдалась позитивная эволюция системы образовательных стандартов как инструмента выравнивания качества высшего образования. Наверное, самым важным шагом было решение 2018 года установить связи между образовательными стандартами и профессиональными стандартами. Цель такой связи — примирение "академического" подхода к результатам обучения со стороны вузов и "прагматического" со стороны работодателей. СПбГУ пошел по этому пути еще в 2015 году.

Читать полностью

Все новости