Работал-работал, а пенсия - чистые слёзы? Эксперт профессор СПбГУ Г. Е. Алпатов

«Трудился всю жизнь, работал-работал, а по размеру пенсии совсем не чувствуется», – это самая частая жалоба от наших пенсионеров. На вопиющую несправедливость жалуются люди, и тут вопрос, все ли Пенсионный фонд учел, все ли правильно начисляет и как это узнать.
05 апреля 2021 | Экспертное мнение

Геннадий Алпатов:  Все эти печальные истории связаны с тем, что у нас по сути пенсия мало зависит от стажа и от получаемой заработной платы. Так построена система, что она на самом деле субсидиарная система, она просто видит перед собой человека, который выходит на пенсию, и говорит, что плюс-минус 15–20% и все будете получать одинаково. Так построена схема. 

Ведущая: Геннадий Евгеньевич, а как схему поменять-то? У нас одна реформа пенсионная, другая, третья, но вот этот баланс, столько отработал и поэтому столько получил, его как не было, так и нет, вернее, сейчас нет.

Геннадий Алпатов: Я уже высказал предположение на этот счет, а именно: если уже и так идет субсидиарная система, ну давайте ее просто по-настоящему сделаем субсидиарную систему. Каждый работающий платит 22% в Пенсионный фонд, если бы все платили в Пенсионный фонд... А работающих 70 миллионов, даже больше 70 миллионов, обычно очень простое правило, делим пополам население, мы получаем рабочую силу, 146 пополам, это  и получается 70 работающих. И каждый 22% платит, и пенсионеров сейчас огромное количество, старение пенсий, по статданным, 46 миллионов человек пенсионеров, так что на 1,5 работающих приходится 1 пенсионер.
Но, во-первых, мы видим, что если мы будем исходить только из этой схемы, то тогда действительно получается высокая нагрузка на Пенсионный фонд, и он не выдерживает. Но у государства есть свои источники доходов, которые связаны с экспортом энергоносителей, они спасли в свое время страну, в 2000-х гг., когда в 1998–1999-е гг. была низкая цена нефти и социальная программа просто заваливалась. Еще в 2004 году появилось массовое обсуждение, в том числе в правительстве, о том, что нужно повысить пенсионный возраст в связи с этим. Но повысились цены на нефть, и у нас это большая выгода для страны, потому что ведь мы не с высокой добавленной стоимостью экспортируем продукцию, так что большие затраты, и получается очень существенная разница между затратами на добычу того ископаемого,которое мы нашли...

Ведущий: нельзя ориентироваться на высокую стоимость нефти, потому что нефть уже не столько, сколько она стоила в 2000-е гг., а очень хотелось бы понимать, как сейчас на эти деньги...

Геннадий Алпатов: Я понимаю, этот источник, вы считаете, иссяк – ничего подобного. НДПИ плюс акцизы дают достаточную долю, добавленную в бюджет нашей страны.

Я хочу обратить еще на одно внимание: если бы мы использовали в полной мере субсидиарную систему, то есть использовали средства бюджета, которые получают от экспорта дарованного природой ископаемого в виде получаемой ренты, то мы получили бы существенно растущий агрегированный спрос на рынке благ, а это значит, что это перспектива экономического роста, которая нас уже мучает с 2014 года. В других странах есть экономический рост как раз с 2014 года, а у на вдруг ни с того ни с сего идет потеря реальных доходов населения, следовательно, сокращение покупательского спроса.
Я еще раз хочу повторить: этот источник просто вынуждены использовать, чтобы у нас стабилизировался рынок благ и, соответственно, доходов населения, которые бы росли от этого. Пенсионеры – это стабилизатор, и существенный стабилизатор, при таком количестве пенсионеров. Нужно не только отрицательно говорить, как обычно говорят: «Вот много пенсионеров, нам их не прокормить». На самом деле вот эта стабильность спроса рождает, соответственно, рост доходов в частном секторе экономики, а также в ответ и рост государственных доходов с помощью налогообложения, потому что налогооблагаемая база растет.

Ведущий: Спасибо.

Геннадий Алпатов: И я еще хотел пару слов сказать о работающих пенсионерах. На самом деле, если мы говорим о несправедливости, в целом несправедливости такой налоговой системы, то мы уж должны просто в десятикратном размере сказать о несправедливости для работающих пенсионеров. Для этого нужно просто сопоставить две цифры, сколько же этих работающих пенсионеров? Работающих пенсионеров очень небольшое количество после 65 лет. По сути, если мы посмотрим на цифровые данные, то их 1 миллион человек сейчас, то есть мужчин старше 65 лет работающих и женщин старше 60 лет, их 1 миллион человек: 339 тысяч мужчин, 679 тысяч женщин. 

Смотреть полностью: Общественное телевидение России | Передача: ОТРажение | 02.04.2021 15:50

 

 

Все новости