Организация клинического обучения в СПбГУ

Проведен анализ клинических практик — уникального проекта СПбГУ. Это форма проведения практики и получения обучающимися практических навыков в рамках учебного процесса для решения задач, поставленных клиентом (заказчиком, работодателем). Формат клинической практики предполагает совмещение образовательной и социально ориентированной деятельности.
27 февраля 2019 | Образование

Клиническая практика — это часть образовательной программы, которая предусматривает формирование у обучающихся мотивации и ориентации на творческую и профессиональную самореализацию посредством осуществления профессиональной деятельности общественно-полезной направленности. Задача включения клинической практики в учебные планы основных образовательных программ СПбГУ была поставлена ректором еще в 2011 году (читайте материалы ректорских совещаний от 19.11.2012, от 28.03.2011, от 30.01.2012).

По модели клиники в Университете уже 20 лет успешно работает первая в России Юридическая клиника (читайте в материале Клиника без врачей) и семь лет — Служба психологической помощи. На совещании обсуждались успехи коллективов шести клиник (центров компетенций): Юридической клиники, Службы психологической помощи, Социальной клиники, Социального центра переводов, Медиацентра, Центра финансовой грамотности. В учебные планы реализуемых основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры введены клинические практики обучающихся по направлениям «Юриспруденция», «Психология», «Социальная работа», «Лингвистика», «Программирование и информационные технологии», «Экономика» и «Журналистика» (всего более 30 практик). В 2019 году планируется открытие Центра социологических компетенций и прикладных исследований (Социологической клиники) и Центра IT и инженерных компетенций (IT-клиники). Обсуждался также потенциал Научной библиотеки СПбГУ, университетских музеев и Ботанического сада как возможных баз для проведения клинических практик.

Клиники — это некоммерческие учебные фирмы или студенческие бюро, где студенты занимаются практической профессиональной деятельностью под контролем и с сопровождением со стороны преподавателей. Формат клинической практики позволяет создать условия для осознанного профессионального самоопределения студента и освоения им профессии. В рамках работы с реальными клиентами (физическими лицами и организациями-работодателями) формируются навыки профессионального взаимодействия, культура письменного и устного общения, развиваются умения по организации и планированию различных видов профессиональной деятельности.

Задачи клинической практики
  • формирование практических навыков обучающихся
  • адаптация студентов к реальным условиям профессиональной среды
  • формирование понимания социальной роли профессии
  • воспитание личной ответственности за решение конкретной проблемы
  • обучение выполнению собственных профессиональных задач в условиях сложно организованного взаимодействия (работа в команде)

Основные характеристики клинического обучения: бесплатный характер оказания услуг, требования к квалификации и опыту практической деятельности руководителей, ответственное отношение обучающихся к решению реальных практических задач, имеющих социальное значение.

Клиническая модель практики позволяет студенту СПбГУ ощутить себя профессионалом, выполняющим свою работу, и при этом получать доброжелательное и методически выверенное сопровождение со стороны преподавателей, привлеченных к работе клиник. Развитие клинических практик способствует развитию междисциплинарных компетенций обучающихся, так как предполагает практическую деятельность студентов в междисциплинарных проектах разного уровня сложности, например, в Медиацентре или в IT-клинике.

В связи с обсуждением работы Социального центра переводов СПбГУ на совещании рассматривался также вопрос о том, как научно-педагогические работники Университета владеют иностранными языками (для подготовки статей о результатах своих исследований в международные журналы) и следует ли возобновить деятельность семинаров по обучению ученых и преподавателей академическому английскому языку.

Материалы ректорского совещания от 18.02.2019

Все новости