Онлайн-образование — будущее, которое наступило уже сегодня

В СПбГУ состоялась научно-практическая конференция «Практики цифровой трансформации университетов». Представители ведущих вузов России поделились опытом использования онлайн-курсов как одного из инструментов в обучении студентов, рассмотрели сильные и слабые стороны процесса цифровизации образования, определили пути возможного дальнейшего развития сферы онлайн-образования.
31 января 2020 | Наука

Центральным событием конференции стала секция в видеостудии Центра развития электронных образовательных ресурсов «Философия онлайн-образования». Секцию представлял директор Центра развития электронных образовательных ресурсов Владимир Старостенко и эксперты СПбГУ: заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук Татьяна Черниговская, доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства Мария Евневич, а также исполняющий обязанности заведующего кафедрой гражданского процесса Михаил Шварц.

Гости видеостудии обсуждали животрепещущие вопросы посредством прямой видеосвязи с представителями ведущих вузов Российской Федерации: МГУ, УрФУ, ИТМО, СПбПУ.

Мария Евневич отметила  преимущества и недостатки онлайн-образования по сравнению с классической лекцией в аудитории. Например, живой человек сочетает чтение лекции с ответами на вопросы и уточнения — из-за этого ее продолжительность увеличивается. Вдобавок, отметила спикер, в вузах нет помещений, способных вместить многотысячную аудиторию.

«Онлайн-курс начитывается и готовится по четкому сценарию, поэтому имеет значительно меньшую продолжительность. В целом это удобно — надоел преподаватель, можно его выключить либо перемотать вперед. Или напротив — повторить какой-то фрагмент. Не станет же профессор в аудитории повторять курс ради одного студента».

Доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства СПбГУ Мария Евневич

https://spbu.ru/sites/default/files/2020-01-24_assoc_ved_universitetov_min-47.jpg

С другой стороны, преподаватель, который записал онлайн-курс, не может в реальном времени понять, насколько аудитория понимает материал: «Даже если мне кажется, что я все изложила предельно ясно, это совершенно не обязательно является истиной. А когда я стою в аудитории и смотрю на лица студентов, то чувствую, когда они не понимают. В такой ситуации студенты могут задать мне вопросы, а я в ответ смогу рассказать что-то иными словами или разобрать подробнее. При этом учебники онлайн-курс тоже не заменяет: книга — толще, в ней больше подробностей, изложенных академичным языком. Все должно работать вместе. Невозможно записать лучших преподавателей университета, а потом уволить их ради экономии бюджета».

Читать подробнее

Все новости