На Форуме труда обсудили, как создать идеальную команду для решения технологической задачи

Как быстро собрать эффективную команду для реализации высокотехнологичного проекта, обучить новых сотрудников и переподготовить опытных коллег — ответы на эти вопросы искали представители вузов, предприятий и государственных структур на сессии «Команды 4.0 — есть решение!» V Санкт-Петербургского международного форума труда.
22 апреля 2021 | Наука

Открывая дискуссию, руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы «РОСНАНО» Ангелина Волкова подчеркнула, что для поиска новых решений по развитию кадрового потенциала Санкт-Петербург выбран не случайно. «Это регион с наукоемким образовательным потенциалом, здесь расположены ведущие вузы, и разрабатываемая фондом технология как раз помогает работодателям и вузам найти друг друга», — поделилась Ангелина Волкова.

Руководитель Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии Майя Русакова рассказала о необходимости операционализации soft skills в целях эффективного поиска сотрудников для работы в командах. Исследование рынка труда, проведенное Университетом, показало, что людям, стоящим на бирже труда, зачастую сложно адаптироваться к меняющимся условиям, в которых ключевыми навыками становятся обучение в течение жизни (lifelong learning) и обучение в процессе деятельности (learning by doing).

По словам Майи Русаковой, несмотря на то, что российские вузы готовят высококвалифицированные технические кадры, зачастую выпускники не владеют элементарными «мягкими» компетенциями. «Обладая прекрасными возможностями и знаниями, такие сотрудники не вписываются в команду. В условиях дефицита времени это становится критичным, — добавила Майя Русакова. — Необходимость описания каждого слова для операционализации hard skills, soft skills, компетенций и требований к кандидату является насущной необходимостью».

Она отметила, что университеты сегодня активно внедряют методики обучения soft skills. Это осуществляется через научную деятельность — путем проведения исследований и внедрения рекомендаций в работу организации-заказчика. Также преподаватели могут включаться в состав команды, участвуя в обучении сотрудников. Еще один способ — это реализация дополнительных образовательных программ. «Мне кажется, что, ориентируясь на существующие профстандарты и внедряя новые, нужно выстраивать программы обучения по принципу конструктора. Когда к нам приходят уже взрослые специалисты, мы должны понимать, нужно ли им осваивать навыки с нуля, с базового уровня или же они находятся на среднем или продвинутом уровне. Здесь, к сожалению, не всегда срабатывает аналитика без участия человека, потому что системы оценивания, например тесты, все равно подвержены влиянию многих факторов», — подчеркнула Майя Русакова.

Министр труда Мурманской области Сергей Мякишев рассказал о подготовке специалистов с точки зрения своего региона, переживающего период трансформации рынка труда в связи миграционной убылью населения. В свою очередь директор ООО «Росизолит» Олег Мельник, как представитель малого и среднего бизнеса, подчеркнул важность быстрой реакции на возникающий кадровый голод, а также озвучил потребность государственной поддержки в деликатном деле сборки команды для бизнеса.

Начальник отдела профессионального самоопределения и карьерного роста Центра занятости населения Санкт-Петербурга Ольга Чернаус рассказала об опыте формирования команд на примере своего коллектива. Заместитель директора «Национального агентства развития квалификаций» Анна Факторович рассказала о разработанной модели кадрового обеспечения (МКО), которая призвана обеспечить кадровое решение под ключ для наукоемких проектов.

Представитель Санкт-Петербургского политехнического университета Павел Козловский рассказал об итогах работы образовательного интенсива в рамках поддержки цифровой трансформации предприятий региона. Заместитель директора Инжинирингового центра микротехнологии и диагностики ЛЭТИ Сергей Ильин затронул вопрос проектирования профессии будущего и гармоничного сочетания базиса знаний и soft skills. Руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета 2035 Андрей Комиссаров рассказал, как анализ данных помогает в конструировании проектных команд.

Подвел итог заседания председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, подчеркнувший необходимость создания модели цифрового двойника рынка труда, прогнозирования потребностей производств для оптимальной подготовки кадров.

Все новости