Мария Ценжарик: «Я бы сформулировала этический кодекс онлайн-коммуникации»

Родители российских студентов все чаще стали жаловаться на дистанционный формат обучения. Раньше, когда студенты учились очно, о подобных проблемах было мало что известно. Сейчас же, когда родители фактически получили доступ к занятиям собственных детей, на свет выплыли многие тайны высшего образования. Правда, педагоги обвинения в свой адрес признавать не спешат. О сложившейся ситуации, а также о том, как ее можно решить «Блокноту» рассказала, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства СПбГУ Мария Ценжарик.
20 января 2021 | Экспертное мнение

В настоящее время много говорят о технических и предметных сложностях дистанционного обучения, но они, в конце концов, решаются: приобретаются релевантные гаджеты и программы, появляются новые формы донесения и контроля знаний, вовлечения учеников.
Более сложной, на мой взгляд, проблемой является собственно интернет-коммуникация. Проблема имеет две причины. Первая — это открытость посторонним участникам (которые обычно не присутствуют на занятии) самого занятия или его записи. Все-таки общение педагога и ученика (или студента) — вещь довольно тонкая, почти интимная, чтобы добиться вовлеченности в процесс обучения, где-то применяется шутка, где-то давление и принуждение. И то, что нормально для внутреннего общения, может показаться странным и даже вопиющим для третьих сторон. Хоть и с натяжкой, но сравним с семейной парой — вдвоем ладят, а как приезжает свекровь или теща, ругаются.

Дистант сегодня вызывает немало критики. Это связано с определенными ролями человека в обществе. Каждый из нас в семье, на работе, в компании старых друзей интуитивно ведет себя по-разному. Поэтому любая третья сторона (руководство вуза или школы, родители) может неправильно воспринять отдельные моменты обучения и сделать вывод о плохом обращении или преподавании. В этом смысле преподаватель становится довольно уязвим для критики. В то же время потенциальная открытость занятий может выявить действительно неприемлемые формы взаимодействия, причем нормы поведения могут быть нарушены как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Еще одной причиной проблем интернет-коммуникации является совершенно иное восприятие письменных сообщений — в чатах, в электронных письмах, в соцсетях. Любую, даже самую гадкую, устную фразу можно смягчить интонацией, взглядом, жестом или же поправиться, заметив смущение собеседника. В интернете есть голая фраза, каждый додумывает ее в силу особенностей своего кругозора, характера, комплексов, и отвечает соответственно. Собеседник, возможно, не имел в виду ничего оскорбительного, но получив хлесткий ответ, и сам вынужден защищаться. Ссора разгорается очень быстро, особенно «на глазах» у большого количества участников чата или сообщества.

Мы все это наблюдаем в родительских чатах и группах в соцсетях. Мне не раз приходилось гасить конфликты на ровном месте, объясняя сторонам их объективные причины.
Таким образом, мы видим, что возникает и требует изучения другая культура общения, культура онлайн-взаимодействия. Необходимо, чтобы все участники интернет-коммуникации понимали эти особенности, уважали своих оппонентов, следили за своими эмоциями и фразами, не вовлекались в открытые конфликты. На ряд действий вообще нужно наложить запрет, например, выяснение отношений в группах; решать все конфликты только при личном общении, «глаза в глаза». Я наблюдаю на сайтах некоторых школ и университетов правила поведения для преподавателей при дистанционном обучении.

Это очень хорошо, но также я сформулировала бы различные правила и даже этический кодекс онлайн-коммуникации для всех — учеников, родителей, администрации учебных заведений. Он послужит основой гигиены жизни в сети интернет. Кому-то это покажется сложным, но человечество сто лет назад узнало, что есть микробы, научилось мыть руки и существенно снизило заболеваемость страшными болезнями. Значит, сможем и мы, все-таки за окном 21 век.

Источник: Блокнот (bloknot.ru)
 

Все новости