Кто теперь учится в престижных вузах. Эксперт доцент СПбГУ Мария Евневич

В петербургских вузах стартовал учебный год. Чем отличаются нынешние первокурсники от своих предшественников, рассуждает Мария Евневич.
11 сентября 2017 | Экспертное мнение

Я преподаю на экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного Университета уже одиннадцатый год и могу лично наблюдать те изменения, что происходят со студентами. Понятно, что предмет моих наблюдений главным образом — студенты-экономисты. Но, полагаю, ситуация схожая во всей высшей школе.

Во-первых, изменился гендерный состав. Если 10 лет назад доля девушек и молодых людей среди студентов составляла на нашем факультете примерно 50/50, то теперь юношей осталось процентов тридцать. Я связываю это с введением ЕГЭ: девочки учатся в школе, как правило, намного прилежнее мальчиков, поэтому лучше пишут формальный тест. Соответственно, в высокорейтинговых вузах и на популярных направлениях девушек стало больше.

Не то чтобы я была антифеминистка и отказывала женщинам в карьерной самореализации, я за равный доступ к возможностям. Но статистика показывает, что женщины после окончания вузов в итоге больше занимаются семьей, домашним хозяйством, детьми, а общественные и научные прорывы у нас совершают в основном мужчины. Поэтому плохо, когда в популярных вузах и на популярных направлениях юношей в 2 раза меньше, чем девушек.

Мне кажется разумным, если бы проводились также и вступительные испытания в самом вузе, чтобы оценить не только способность выучить некоторый материал, но и оригинальность и остроту мышления, харизму, умение держаться перед аудиторией, излагать свои мысли — качества для экономиста довольно важные. Но большинству вузов не разрешено проводить экзамены, а те учебные заведения, которые обладают такой возможностью, в том числе Санкт-Петербургский государственный университет, часто не рискуют, опасаясь коррупционных проявлений. Разумеется, небезосновательно. Но отказ от экзаменов не решает проблему: мы всецело отдаем себя в руки ЕГЭ, система которого, прямо скажем, тоже небезупречна. Еще несколько лет назад к нам приходили молодые люди со стопроцентным ЕГЭ по русскому языку, которые не могли грамотно заполнить анкету на поступление. И мы их брали: ЕГЭ же отличный. Сейчас эта ситуация исправляется, но до сих пор что-то подобное бывает.

Во-вторых, изменилось соотношение петербуржцев и ребят из других городов. Раньше приезжие составляли 30%, «местные» — 70%, теперь соотношение обратное. И это хорошо: ЕГЭ — шанс для толковых ребят из других регионов поступить в престижный вуз Петербурга или Москвы, это успешно функционирующий социальный лифт.

Конечно, веселее работать с петербургскими студентами. Ребята из других городов имеют другой культурный код, не «считывают» специфический местный юмор, который для тех, кто живет здесь с детства, понятен с ходу. Но со временем все проникаются культурой и духом Петербурга и становятся совсем другими людьми.

Поэтому меня сильно тревожат планы, пока, впрочем, неподтвержденные, открыть кампус и учебные корпуса СПбГУ где-нибудь в городе-спутнике Южном за границами города. Одно дело — если ты каждый день идешь по Васильевскому острову и наблюдаешь архитектуру исторического центра, проникаешься его атмосферой, другое — если раз в месяц выезжаешь из Кудрово в театр или ночной клуб.

В связи с тем что регионально состав студентов сильно изменился, изменилось и их поведение. Уже с самых ранних курсов ребята начинают работать, думать о профессиональном будущем, выстраивать карьеру с тем расчетом, чтобы остаться после окончания вуза в Петербурге.

Нынешние студенты обладают превосходными коммуникативными умениями, много времени проводят в социальных сетях, легко вступают в контакт, выстраивают отношения как частного, так и профессионального характера, но с умением решать сложные интеллектуальные задачи у них похуже. Такое ощущение, что последние классы в школе ребята занимаются не развитием мозга, а исключительно подготовкой к ЕГЭ. С аналитическими навыками у многих пробел, но мы стараемся его восполнить.

Способ подачи учебного материала сегодня часто другой, нежели раньше. Раньше образование было более индивидуальным, сейчас акцент делается на групповых занятиях, стало больше деловых игр, кейсов, интерактивных форм обучения, развивающих навыки самопрезентации и ведения дискуссии….

Понятно, что переход на Болонскую систему с бакалавриатом и магистратурой был неизбежен, и бороться с этим было бы странно. Но в результате у нас теперь до получения диплома учатся не 5 лет, а 4 года. Студенты выпускного курса стали младше, и это привело к тому, что им даются знания, к которым они еще не готовы. Грубо говоря, они получают ответы на вопросы, которые ещё не задавали себе, и поэтому многое пропускают мимо ушей.

Если говорить в целом, то нынешние студенты не лучше и не хуже предыдущих, просто они немного другие. Совсем коротко — более целеустремленные, более прагматичные; больше, нежели их предшественники, обеспокоенные собственным профессиональным будущим. Если раньше в свободное время студенты играли в КВН, то сейчас — отправляются на заседание «Карьерного клуба» при факультете.

Как говорится, как хотите, так к этому и относитесь.

Источник

Все новости