Елена Ефимова: «Арктические регионы России – уникальный кейс»

Исследования в области Арктики играют значимую роль в научно-образовательной работе, реализуемой Санкт-Петербургским университетом, как в России, так и на международном уровне. На повестке дня — вопросы поиска и разведки новых месторождений полезных ископаемых, рационального использования природных ресурсов, защиты арктических экосистем. СПбГУ активно участвует в этих процессах как экспертный и научно-образовательный центр, объединяя ведущих ученых и готовя новое поколение исследователей Арктики.
08 сентября 2019 | Наука

Доктор экономических наук, профессор Кафедры мировой экономики СПбГУ Елена Ефимова в интервью для сайта СПбГУ рассказала о теме своего научного исследования, о работе над новым on-line курсом и о традиции петербургской арктической школы.

Елена Глебовна, Вы параллельно с преподавательской деятельностью занимаетесь и исследовательской работой. Как удалось определиться с темой исследования? Каковы ваши научные интересы?

Исследование было инициировано сотрудниками Алексантери института Университета Хельсинки при поддержке Академии наук Финляндии. Благодаря возможности проведения совместных научных исследований в рамках программ обмена по линии межуниверситетского сотрудничества в 2015 — 2019 гг. опубликованы три совместные работы, подготовлены две статьи. Результаты исследований неоднократно докладывались на международных конференциях в Тромсе, Токио, Москве и Санкт-Петербурге.
Что касается научных интересов, то они связаны с исследованием региональной экономики, в частности, региональной инфраструктуры. Объектами исследования выступают международные регионы Балтийского моря и Арктики. Выбор объектов моих исследований связан, прежде всего, с моим восприятием проблемы. Я пытаюсь понять механизмы функционирования объекта исследования, установить причинно-следственные связи, статистические зависимости. Регион Балтийского моря был моим первым «научным полигоном». Сейчас основной интерес обращен к Арктике. Это и традиции петербургской научной школы, и исторические прошлое, и самобытность. К сожалению, удалось посетить лишь небольшую часть Арктических регионов. При проведении исследований помогают интервью, изучение региональной периодики.

Можно об этом чуть подробнее? Расскажите, пожалуйста, о сути этого проекта и конкретно о вашей роли в нем.

Проводимое в настоящее время исследование планируется как возможное расширение пилотного проекта «Sustainable development in sparsely populated regions: The case of Russian Arctic and Far East», поддержанного Академией наук Финляндии. Цель этого проекта заключается в изучении устойчивого развития мало заселенных регионов (с плотностью населения менее двух человек на км2) в условиях глобального изменения климата. Исследование фокусируется на выявлении влияния показателей расселения на социальные, экономические и экологические индикаторы, оценке действующих стратегий устойчивого развития в мало заселенных регионах. Новизна проекта заключается в сопоставлении данных, полученных из разных источников: Росстата и его региональных отделений, модели Google Earth и инструментов OMI/TROPOMI, позволяющих в режиме on-line контролировать загрязнение воздуха. Моя задача сводится к обоснованию целесообразности дальнейшего продолжения проекта в областях эффективной энергетики и транспортной обеспеченности.

Вы планируете выступать с докладом на Международном форуме «Российская энергетическая неделя», который будет проходить с 3 по 6 октября в Москве. Чему будет посвящено Ваше выступление?

Тема моего доклада «Устойчивая энергетика как драйвер экономического роста регионов российской Арктики». Термин «устойчивая энергетика» — далеко не новый в международном научном обороте. Однако прежние исследования касались преимущественно фундаментальных основ устойчивого развития энергетики, изучения передового опыта, а также изучению энергетических проблем наименее развитых стран. Арктические регионы России — уникальный кейс. Здесь органично сочетаются традиционные и альтернативные энергетические ресурсы. Суровый климат, географическая отдаленность и слабая транспортная доступность вносят существенные коррективы в сформировавшиеся модели регионального энергетического комплекса. Особенности объекта исследования предопределяют научную новизну исследования. Геополитическая роль и стратегические ресурсы российской Арктики делают проект практически значимым.
Мое выступление будет посвящено раскрытию особенностей устойчивого развития энергетического сектора российских регионов Арктики, его влиянию на региональный экономической рост. Основной задачей будет коррекция устоявшихся стереотипов о роли добывающей промышленности в экономическом развитии, возможностях альтернативной энергетики в Арктике, государственной поддержки регионов российской Арктики.

Входит ли в Ваши планы разработка новых курсов, программ переподготовки и получение дополнительных компетенций для работы в Арктическом регионе?

В настоящее время идёт работа над on-line курсом «Особенности ведения бизнеса в Арктической зоне РФ». Это междисциплинарный курс, в рамках которого изучаются экологические, экономические, демографические, правовые особенности коммерческой деятельности в регионах российской Арктики. Дается оценка их ресурсной базы и стратегическая значимость для развития страны. В реализации курса задействованы ведущие ученые СПбГУ, имеющие большой опыт исследовательской и преподавательской работы, значимые публикации в авторитетных российских и зарубежных изданиях. Спрос на такие программы, безусловно, будет расти. Особенно среди слушателей, уже имеющих опыт работы в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Поэтому фокусом таких программ должны стать инновационные методы анализа и прогнозирования коммерческой деятельности применительно к Арктической зоне, изучение позитивного и негативного опыта работы в Арктике российских и зарубежных фирм, вопросы государственного и международного регулирования освоения Арктического пространства.

Как Вы считаете, будут ли востребованы у экономистов программы с арктическим компонентом, кто будет по ним обучаться, где смогут реализовать полученные  знания?

На мой взгляд, такие программы востребованы. Их нужно позиционировать не только и не столько для экономистов, сколько для специалистов, готовых применять свои знания в различных секторах Арктических регионов: добыча полезных ископаемых, их переработка, энергетика, транспорт, логистика, туризм, государственный сектор, торговля, обеспечивающие услуги. Сотрудничество с крупными компаниями, осуществляющими свою деятельность в Арктической зоне, существенно облегчит трудоустройство выпускников. Что касается территориальной базы арктических исследований, она исторически располагается в Санкт-Петербурге и Москве. Конечно, ученые проводят много времени в экспедициях, организуют научные, деловые и публичные мероприятия «на местах». Обобщение материалов, их исследование и прогнозы производятся в крупнейших научных центрах. Эта деятельность требует концентрации широкого спектра ресурсов, поэтому их распределение между отдельными институтами нецелесообразно. В сложившихся условиях ограниченного финансирования, дефицита научных кадров традиции петербургской арктической школы нужно поддерживать.

 

Все новости