Эксперты обсудили механизмы налогового регулирования и способы их модернизации

Эксперты обсудили механизмы налогового регулирования и способы их модернизации

27 февраля в рамках IV Санкт-Петербургского международного форума труда состоялся академический форсайт «Налоговые и социальные аспекты роботизации труда в странах мира: возможности для России», в ходе которого эксперты обсудили влияние Четвертой промышленной революции на налоговую систему, в частности, такие аспекты, как взаимосвязь налогов и производственных технологий, особенности налогового регулирования в условиях цифровизации, институциональную обусловленность развития налоговой системы и механизмов налогового регулирования.
28 февраля 2020 | Наука

О налоговом регулировании в условиях четвертой промышленной революции и о повышении эффективности труда рассказал профессор Института экономики промышленности НАН Украины Валентин Вишневский.

В. Вишневский считает, что при модернизации налоговой системы необходимо учитывать взаимосвязь налогов и производственных технологий, особенности места налогового регулирования в общей системе экономического регулирования, институциональную обусловленность развития налоговой системы и ее механизмов.

Реформы могут быть направлены на упрощение налогообложения — на уменьшение возможности налогового планирования и уклонения от уплаты налогов за счет сокращения дискреционных норм хозяйственного права, налоговых льгот и преференций; придание налоговым нормам большей социальной направленности; апробации системы блокчейн-НДС.

Также, по мнению эксперта, необходимо установление некоторого предельного уровня налогового изъятия доходов (по аналогии с ценой отсечения за баррель нефти в бюджетном правиле) с автоматическим направлением сумм превышения на нужды развития национальной экономики. Кроме того, имеет смысл переход от налога на прибыль предприятий к налогу на выведенный капитал.

Важными моментами являются «прозрачность» системы налогообложения, социальная справедливость, снижение налогового давления на малоимущих, формирование адресной системы социальных трансфертов с использованием больших данных. «Универсальную налоговую систему, которая была бы эффективна во всех условиях, построить невозможно» — вместе с тем отметил В. Вишневский.

Профессор СПбГУ Александр Погорлецкий в своем выступлении рассказал о таких последствиях Четвертой промышленной революции, как «созидательные разрушения», рост дистанционности и бесконтактности денежных операций, изменение налоговой базы, уход от принципа обложения доходов физического постоянного представительства компаний в стране ее зарубежного присутствия к взиманию налогов с цифрового представительства, налоговая прозрачность операций.

А. Погорлецкий подчеркнул, что замена человека роботами и искусственным интеллектом, распространение интернет-платформ влечет за собой существенное снижение социальной защиты населения, а также изменение структуры занятости за счет массового замещения высокооплачиваемых рабочих мест низкооплачиваемыми, сужения налоговой базы в виде фонда оплаты труда, падения значимости НДФЛ и страховых взносов. В качестве примера такой замены эксперт привел исследование ВШЭ о платформах-агрегаторах такси, которые заняли место традиционных операторов.

По мнению доцента СПбГУ Александра Сошнева, главной проблемой современной экономики в целом и налогообложения в частности является отсутствие четкого понимания, что такое «цифровая экономика» и что она меняет: «Мы должны четко представлять необходимость перехода от стоимостной экономики к, например, потребительно-стоимостной. Важно понимать базовую функцию налогообложения — налогами можно как разорить, так и поддержать, поэтому имеет смысл поставить в приоритет не бюджетную функцию, а регулирующую и стимулирующую».

О системе подоходного налогообложения в России подробно рассказал профессор УФУ им. Б. Н. Ельцина Игорь Майбуров. Эксперт отметил наличие проблемы непонимания экономической сути подоходного налога: «В отличие от американской системы, где каждый самостоятельно декларирует свои доходы и уплачивает налоги, в нашей системе этот момент делегирован работодателю. При отсутствии работодателя уплата налога зависит от самого индивида, который не всегда понимает, почему он должен платить налог государству, если государством не была предоставлена работа».

И. Майбуров обратил внимание на все еще существующую скрытую оплату труда, которая деформирует нейтральность подоходного налога с пропорциональной ставкой, а также условия конкуренции между трудом и капиталом. За период 1993–2000 доля скрытой оплаты труда непрерывно возрастала, после введения пропорциональной модели НДФЛ был достигнут краткосрочный эффект (2001–2005) стабилизации и снижения скрытой оплаты труда с 18,9% до 18,2%, но в дальнейшем этот показатель продолжил расти.

По мнению эксперта, необходимо расширять налоговую базу по доходам за счет налогообложения наследования и дарения в рамках семьи и высоких пенсий. Также нужно повышать нейтральность системы за счет снижения регрессии по отношению к доходам в разных секторах и формах занятости, устранять возникающие деформации и эффекты замещения в системе подоходного налогообложения. Справедливость системы можно повысить за счет всеобщности уплаты налогов на доходы. Также И. Майбуров подчеркнул, что все доходы должны быть легализованы и включены в налогообложение посредством составления персональных балансов доходов и расходов.

Все новости