Академические свободы как конкурентное преимущество

В Москве на Первом профессорском форуме Санкт-Петербургский университет представила первый проректор по экономике Елена Чернова. Ее доклад о реализации в СПбГУ академических свобод вызвал значительный интерес со стороны профессорского сообщества. Ниже Елена Григорьевна более подробно приводит основные положения своего выступления.
20 апреля 2018 | Достижения универсантов

Право самовыдвижения

У нас в СПбГУ действует право самовыдвижения в выборные и иные органы — в такие структуры, например, как ученый или диссертационный советы. Да, комиссия будет принимать решение — рассмотреть или отклонить кандидата, но уже само наличие такого права является новаторским и пока абсолютно немыслимо для других вузов Российской Федерации.

Внутренние конкурсы

В Санкт-Петербургском университете многое осуществляется на конкурсной основе, начиная от приема на работу и заканчивая выделением ресурсов. При этом обеспечивается равный доступ универсантов ко всем этим ресурсам. Мы проводим внутренние конкурсы на выделение финансирования для проведения научных исследований. Не говоря о том, что наряду с формальными требованиями при объявлении конкурсного отбора на должности научно-педагогического состава мы указываем и содержательные, включая линейку предыдущих достижений, публикационную активность. Также обозначается средняя заработная плата по должности в СПбГУ, которая отличается от оклада по штатному расписанию. Это практика, которую сейчас другие вузы только начинают внедрять. А Санкт-Петербургский университет в этом смысле был пионером, поэтому для многих это звучало совершенно в новинку.

Гибкая система договоров с сотрудниками

На сегодняшний день у нас заключены бессрочные договоры с рядом академических работников, чего не существует ни в одном вузе страны. Положения индивидуальных трудовых договоров, называемых также эффективными контрактами, определяются по-разному. Их условия зависят от уровня достигнутых результатов, потенциала сотрудника и гарантированной ему оплаты труда.

В первую очередь, конечно, наши выдающиеся ученые — обладатели мегагрантов и внутренних университетских грантов — берут на себя очень высокие обязательства по публикационной активности, и это монетизировано. У нас создана практически единая для всего Университета прозрачная и многократно обсужденная система критериев премирования. Эта система позволяет: заранее знать каждому работнику, за что его могут премировать; строить свою университетскую жизнь с учетом этих понятных критериев.

Разделение труда на пользу общему делу

Одна из основных свобод заключается в том, что мы отделили административный функционал от академического. Это налагает значительные требования к квалификации администраторов, которые сегодня занимаются тем, что сопровождают и обеспечивают научные исследования и образовательную деятельность в Университете. Благодаря их труду от этой содержательной деятельности освобождаются научно-педагогические работники, которые выступают инициаторами и реализаторами идеи.

Наиболее ярким примером такого рода разделений является проведение мероприятий. Мы создали Управление по организации мероприятий, которое должно обеспечить весь процесс подготовки и проведения событий: правильным образом оформить закупку на поселение в гостиницу, сформировать пакет участника и так далее. Задача академических работников при этом заключается в следующем: определить, какое мероприятие они хотят провести, подать на него заявку и после получения финансирования приступить к реализации мероприятия. Конечно, где-то эти механизмы дают сбой, потому что мы пока их только вводим и отрабатываем, но очень надеемся, что через определенное время все начнет работать как часы.

Открытый доступ всех ученых к ресурсам Университета

Это важно, что у нас не только провозглашены свободы, у нас создан механизм их реализации. Так, самая большая проблема в таких крупных организациях, как наша, — это обеспечение доступа к университетскому оборудованию. Не случайно некоторое время назад было принято решение о создании сети ресурсных центров в Университете, что позволило сделать доступным оборудование Научного парка. Сейчас проводить исследования при помощи этой техники в равной степени могут как универсанты, так и ученые, не работающие в СПбГУ.

Обеспечение служебным жильем

В Санкт-Петербургском университете существует программа по обеспечению научных работников служебным жильем. Она действует, когда в открытых конкурсных процедурах на академические должности побеждает сотрудник другого вуза, проживающий за пределами Санкт-Петербурга. Тогда с ученым заключается договор, по которому он берет на себя определенные обязательства по публикационной активности и привлечению внешних грантов для проведения научных исследований в СПбГУ. Весь период своего трудового договора и пребывания в Университете он пользуется этим жильем и через какой-то период времени теоретически получает право его приватизировать и перевести в свою собственность.

Коллективное обсуждение приказов

Также внимание ученых привлекло то, что у нас обычно обсуждается каждый приказ, затрагивающий интересы научно-педагогических работников. Сначала проходит общественное обсуждение через механизм ректорских совещаний, отчеты о которых публикуются на сайте Университета, затем собираются мнения, принимаются решения и после всего этого издается приказ.

Кроме того, всегда есть возможность внести предложения через Виртуальную приемную или обратившись к ответственному лицу, контакты которого указаны в документе. Эти предложения аккумулируются, обобщаются и через определенный период в приказ вносятся изменения. И таких приказов довольно большое количество. Потому что жизнь часто вносит свои коррективы, и мы вносим поправки в локальные университетские акты. И у всех универсантов есть возможность принять участие в этом обсуждении.

Этическая комиссия и Виртуальная приемная

Отдельный интерес вызвало создание в Университете такой структуры, как этическая комиссия. Ее статус, права и обязанности, то, чем она занимается, какие конфликтные ситуации разбирает и то, как это прописано в локальных актах Университета, — все это в комплексе является единственной на сегодняшний день структурой из известных мне в Российской Федерации. Поэтому наш опыт решения этических вопросов был отмечен, и его даже отразили в принятой на форуме резолюции.

СПбГУ также был первым из вузов страны, что создал Виртуальную приемную. Вслед за нами через какое-то время пошел Московский университет, но они и поныне отвечают на вопросы не с той скоростью, что мы.

Роль работодателей в образовательном процессе

Что касается взаимодействия с работодателями в той форме, которая существует у нас, Санкт-Петербургского университет первым начал реализовывать подобную практику. Когда Николай Михайлович принял решение, что государственная аттестационная и государственная экзаменационная комиссии должны состоять преимущественно из работодателей, универсанты сопротивлялись этому со страшной силой, велись бурные обсуждения и дискуссии. Но показательным оказался опыт психологов и химиков, у которых были созданы первые комиссии, состоящие в основном из работодателей. А уже через год это стало понятным явлением, и остальные тоже начали взаимодействие с представителями рынка труда.

Работодатели привлекаются также в советы образовательных программ, к работе учебно-методической и научной комиссий. В составе конкурсных комиссий они рассматривают или осуществляют отбор кандидатов на должности научно-педагогических работников. В целом у них появилась возможность влиять на содержание образовательного процесса. И это важно, потому что наши выпускники должны иметь возможность быть правильным образом оцененными при трудоустройстве, а не поступать в категорию подмастерья. В ходе проведения практики работодатель получает возможность отбора будущих сотрудников, а студент может сориентироваться, что его в большей степени интересует, и выбрать более узкую сферу своей деятельности в рамках направления своей образовательной программы.

Позже, с опорой на наш опыт, Министерством образования был издан приказ, который уже в нормативном порядке сделал обязательным для вузов РФ участие работодателей в аттестационных и экзаменационных комиссиях. Так часто бывает, когда мы что-то придумываем, тестируем на себе, а потом этот опыт тиражируется по всей стране.

Наши академические свободы, конечно, вызывают интерес. Мы открыты миру и готовы создать условия для лучших профессоров не только Российской Федерации, но и для ученых со всего мира, предложить им самые разные, самые гибкие формы коллаборации. Сегодня мы рассматриваем свои академические свободы как наше конкурентное преимущество. Но завтра, когда многие пойдут нашим путем, нужно будет искать другие выгоды, чтобы научно-педагогические работники выбирали именно Санкт-Петербургский университет.

 

Все новости