Реализация в СПбГУ принципов Стратегии научно-технологического развития России: результаты есть

23.03.2017

Указом президента РФ от 1 декабря 2016 года была принята новая Стратегия научно-технологического развития России. Политика государства в этой области не могла не оказать существенного влияния и на Программу развития СПбГУ. Какие изменения в организации научно-технической и инновационной деятельности произошли в последнее время в Университете, рассказала директор Института химии СПбГУ Ирина Балова.

 

— Ирина Анатольевна, расскажите, пожалуйста, какие тезисы, совпадающие с идеями стратегии, приняты на вооружение в институте?

— Прежде всего, мне хотелось бы отметить, что большинство идей и принципов, которые сформулированы в стратегии, реализовывались в СПбГУ на протяжении последних лет в соответствии с Программой развития Университета. Могу напомнить о проведении открытых конкурсов для финансовой поддержки исследований научных групп, научных стажировок, участия научно-педагогических работников в конференциях. В Университете последовательно ведется работа по сохранению эффективных научных групп и лабораторий, которые сформировались при выполнении проектов, поддержанных грантами Правительства РФ (так называемых мегагрантов).

Междисциплинарные трансляционные исследования, на которые в стратегии обращается особое внимание, реализуются в СПбГУ с 2015 года — тогда был создан Институт трансляционной биомедицины для выполнения работ в рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом. Можно сказать, что химики принимают в этом активное участие: две научные группы из пяти работают в проекте под руководством профессоров Татьяны Тенниковой и Михаила Красавина.

Одно из приоритетных направлений Стратегии научно-технологического развития — создание комплекса мер по поддержке молодых ученых. Могу выделить наиболее значимые направления этой работы в Институте химии СПбГУ. Прежде всего это программа кадрового резерва — ставки ассистентов и старших преподавателей, которые ежегодно на конкурсной основе могут занять молодые ученые. Отдельно для научно-педагогических работников до 35 лет (кандидатов наук) и до 40 лет (докторов наук) выделяется 30 % от общего премиального фонда, эта сумма распределяются на основании соответствующих критериев. Очень важным ресурсом для нас является программа постдоков СПбГУ. И мы возлагаем большие надежды на конкурс, который объявлен в этом году в новом формате.

 

— Какова, на ваш взгляд, роль конкурсных процедур при распределении финансирования?

— На мой взгляд, проведение конкурсных процедур при распределении финансирования — абсолютно правильная практика, насколько мне известно, она распространена во всем мире. Распределение финансирования на конкурсной основе, с привлечением независимых экспертных оценок помогает создать конкурентоспособную среду. Можно также регулировать условия — например, организовать отдельный конкурс для проектов молодых ученых, которым иногда тяжело сразу конкурировать с мэтрами.

 

— Насколько важно, по вашему мнению, разграничивать административные и академические полномочия для обеспечения эффективной работы?

— Распределение полномочий, если это организовано правильно, очень значимо для любой эффективной работы. Важно также, чтобы за каждое направление отвечал профессионал: беда, коль сапоги начнет тачать пирожник...

В своей работе я стараюсь заниматься вопросами, которые относятся к академической сфере, а с хозяйственными вопросами отправляю к тем, кто за них в Университете непосредственно отвечает. Лично мне это сильно облегчило работу, и сотрудники Института химии СПбГУ в большинстве своем уже привыкли, что для ремонта крана, закупки реактивов и оборудования и т. п. не нужно бежать к директору.

 

— Наблюдаете ли вы результаты от новых подходов к работе?

— Я могу быть субъективной, но анализ ситуации в Институте химии с публикациями, количеством грантов и объемом привлеченного финансирования, а также изменение среднего возраста сотрудников позволяют сказать, что результаты есть. Радует и то, что химики позитивно восприняли эти меры и активно используют новые возможности.

 


Возврат к списку


© 2014 Санкт-Петербургский государственный университет