Какими правилами руководствуется директор Института химии при решении вопроса о премировании научно-педагогических работников?

27.12.2016

Директор института химии И. А. Балова рассказала о том, какими принципами и правилами она руководствуется при решении вопросов о премировании членов коллектива института и о влиянии этой системы на эффективность научной, образовательной, экспертной работы членов коллектива института. Она сообщила основные принципы распределения средств стимулирующего фонда коллектива института:

  • 30 % — используются для премирования молодых ученых по персональному рейтингу: кандидатов наук до 35 лет, докторов наук до 40 лет в соответствии с установленными критериями;
  • 40 % — используются для премирования научно-педагогических работников, не относящихся к категории молодых по персональному рейтингу, в соответствии с установленными критериями;
  • 20 % — фонд, который используется с учетом представлений заведующих кафедрами и распределяется в соответствии с рейтингом кафедр;
  • 10 % — «директорский» фонд (в соответствии с выполнением индивидуальных поручений, которые были даны научно-педагогическим работникам директором института или проректорами).

Критерии распределения стимулирующих выплат уточняются каждый год, директор обсуждает их с членами коллектива и с советом молодых ученых института. Основные объемы выплат в составе стимулирующего фонда: преподавательская работа — 16,09 % (от общей суммы), публикации в изданиях, индексируемых в WoS и Scopus, — 12,55 %, привлечение внешнего финансирования на научные исследования — 21,50 %, руководство ВКР — 8,23 %. Установленные критерии и принципы публичны и известны сотрудникам заранее. Именно это позволяет обеспечить эффективность их применения.

И. А. Балова сообщила, что результативность научной деятельности ученых увеличивается. Рост публикационной активности она показала по категориям сотрудников: например, выросла доля публикующихся профессоров — с 65 % (в 2013) до 87,7 % (за 10 месяцев 2016), доля доцентов — с 47,8 % до 76,4 %, ассистентов — с 52,9 % до 76,5 %, по всем категориям научно-педагогических работников — с 46,7 % до 71,9 %. Было отмечено, что доля публикующихся научных сотрудников не 100 % (среди ведущих научных сотрудников — 66,7 %, старших научных сотрудников — 69,2 %, научных сотрудников — 50 %, младших научных сотрудников — 80 %). Может, поэтому число опубликованных статей на одного публикующегося возросло с 2,91 (в 2013) до 4,07 (в 2016), но при этом число статей на одного научно-педагогического работника выросло меньше — с 1,36 до 2,92.

Рейтинг кафедр Института химии учитывает публикации, привлеченное финансирование, защиты ВКР в расчете на одного научно-педагогического работника. При этом, например, в рейтинге по числу публикаций лидером стал коллектив кафедры химии твердого тела (5,58 статьи на одного научно-педагогического работника), а в рейтинге качества публикаций в лидеры вышел коллектив кафедры физической органической химии — с суммарным импакт-фактором в расчете на одного научно-педагогического работника 18,23. И. А. Балова отметила, что 119 сотрудников (больше половины) имеют четыре и более публикации за два года. А у лучших — 34 (профессор М. Ю. Красавин) и 30 статей (профессор В. Ю. Кукушкин). Докладчик подчеркнула, что эффективность научной деятельности членов коллектива Института химии во многом определяется не только системой распределения премий, но и той научной инфраструктурой, которая была создана в Университете за последние годы.

Значительно выросло в коллективе института и число научно-педагогических работников, привлекающих внешние средства на НИР: с 19 (в 2013) до 57 (в 2016). По источникам финансирования лидируют РФФИ (54 % — 92 гранта в 2016 году) и РНФ (28 % — 13 проектов).

Как положительную И. А. Балова отметила тенденцию снижения среднего возраста научно-педагогических работников в коллективе института: с 55 (в 2012) до 50 лет (в 2016), в том числе среди научных сотрудников — с 57 лет до 41 года. На позиции постдоков приходит все больше молодых ученых, которые потом, после достижения определенных успехов и необходимых наукометрических показателей, участвуют и побеждают в конкурсах на должности научно-педагогических работников СПбГУ (см. Презентация И. А. Баловой).

Профессор Р. А. Эварестов отметил, что изменения в работе Института химии в последние три года проходили нелегко. Требования к научно-педагогическим работникам при проведении конкурса и принципы их премирования вызывали вначале у членов коллектива резкое неприятие и критику в адрес как директора института, так и ректората. Сейчас можно отметить, что обе позиции поняты и приняты подавляющим большинством научно-педагогических работников Института химии, а изложенные И. А. Баловой результаты демонстрируют успешное их применение.

Презентация вызвала живое обсуждение участников совещания и ряд вопросов. В дальнейшем обсуждение вопросов о принципах и правилах премирования научно-педагогических работников, которыми пользуются руководители коллективов других институтов и факультетов, продолжится. Напомним, что общий годовой объем стимулирующих фондов коллективов институтов и факультетов, которыми фактически распоряжаются директора институтов и деканы факультетов, составляет более 1 млрд рублей.

Материалы ректорского совещания от 12.12.2016 г.



Возврат к списку


© 2014 Санкт-Петербургский государственный университет